КОЛЛЕКТИВНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ ПО ОТМЕНЕ СНТ
Автор петиции: Миянов Файзирахман налоговый консультант, член Совета по налоговой методологии НПП «Атамекен», зам. директора ОИПЮЛ "НПО "Ассоциация налогоплательщиков и бухгалтеров" | 21 ноября 2022 г.
ДЕПУТАТАМ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ОТ ИМЕНИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, ГРАЖДАН КАЗАХСТАНА
КОЛЛЕКТИВНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ ПО ОТМЕНЕ СНТ
В налоговое законодательство постоянно вносятся изменения, а порой и задним числом, что приводит к шокирующим последствиям для налогоплательщиков и страны в целом.
Нарушается основная цель взаимодействия субъектов предпринимательства и государства, направленного на создание БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ для развития предпринимательства и общества.
С 2022 года выделена отдельная статья 176-1 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) Налогового кодекса, которая устанавливает основные положения по прослеживаемости оборота товаров, импортированных из стран ЕАЭС. Национальной системой прослеживаемости является информационная система электронных счетов-фактур, которая обеспечивает сбор, учет и хранение сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости, и операциях, связанных с оборотом таких товаров, в порядке и сроки, которые определены международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан. Сопроводительным документом национальной системы прослеживаемости является электронный счет-фактура (далее - ЭСФ).
В Законе РК «О ратификации Соглашения о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза» (далее - Соглашение) от 29 мая 2020 года, которое явилось основой внесения изменений в статью 176-1 Налогового кодекса раскрыто понятие "сопроводительный документ" - счет-фактура или иной документ, определенный законодательством государства-члена, сведения из которого включаются в национальную систему прослеживаемости
В Законе РК «О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе» (далее – Договор о ЕАЭС) от 14 октября 2014 года дано определение понятию "гармонизация законодательства" - сближение законодательства государств-членов, направленное на установление сходного (сопоставимого) нормативного правового регулирования в отдельных сферах
В приказе МФ РК от 09.12.2015 года № 640 по утверждению «Инструкции по организации системы учета отдельных товаров при их перемещении в рамках взаимной трансграничной торговли государств-членов ЕАЭС», в целях реализации Протокола о некоторых вопросах ввоза и обращения товаров на таможенной территории ЕАЭС, вступивший в силу с 11 января 2016 года (далее – Протокол) и выполнения положений Договора о ЕАЭС. В системе учета в настоящей Инструкции товаросопроводительным документом является ЭСФ, подлежащее выписке и регистрации в информационной системе “Электронный счет-фактура” (далее - ИС ЭСФ).
Однако, Комитет государственных доходов МФ РК(далее – КГД МФ РК), интерпретируя по-своему Соглашение и Договор о ЕАЭС, располагая широким арсеналом электронных инструментов контроля для борьбы с теневым оборотом экономики во внешнеэкономической деятельности, дополнительно инициировал разработку новых программных модулей в ИС «ЭСФ» - сопроводительные накладные на товары (далее - СНТ) и виртуальный склад (далее – ВС), внедрение которых не вытекало из законодательства и международного соглашения.
Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета (далее – Счетный комитет) в июне 2022 года на официальном интернет-ресурсе опубликованы результаты проведенного аудиторского мероприятия, в отношении КГД МФ РК «Государственный аудит эффективности налогового и таможенного администрирования» (далее - Государственный аудит), в котором указано, что в 2021 году в ИС «ЭСФ» внесено 76 изменения, из которых по 10 требовалась перенастройка бухгалтерских систем пользователей, что указывает на установление дополнительных обязанностей или иное увеличение нагрузки на субъекты предпринимательства.
Согласно сведениям Государственного аудита Счетного комитета, по состоянию на 1 января 2022 года, количество зарегистрированных пользователей ИС ЭСФ составляет 1,3 млн. пользователей, в том числе модуля СНТ и ВС - 48,0 тыс. пользователя, выписано 224,8 млн. ЭСФ и 18,3 млн. СНТ.
В заключении Государственного аудита Счетного комитета отмечается, что на балансе КГД МФ РК имеется 16 информационных систем, из которых 9 ИС введены в опытную эксплуатацию (2009 г. – 2 ед., 2010 – 3 ед., 2013 г. – 8 1 ед. и 2014 г. – 3 ед.) и 7 ИС приняты в промышленную эксплуатацию (2008 г. – 3 ед., 2017 г. – 1 ед., 2019 – 2 ед. и 2020 г. – 1 ед.). ИС, которые не отвечают требованиям информационной безопасности и не введены в промышленную эксплуатацию, разрабатывались в период 2000-2014 гг. и в настоящее время их программно-прикладное обеспечение, и технологическая основа являются устаревшими. Однако на содержание не принятых в промышленную эксплуатацию 9 ИС ежегодно МФ затрачиваются бюджетные средства, которые в 2021 году составили более одного млрд.тенге.
Также, Государственным аудитом установлено, что из 12 ключевых работников разработчика ИС ЭСФ - ТОО «Open Systems Development», осуществлявшего разработку программного обеспечения СНТ и ВС, 4 специалиста не соответствовали предъявляемым требованиям по наличию опыту и квалификации.
Данные сведения указывают на существование коррупционной составляющей в идее создания КГД новых программных модулей СНТ и ВС в ИС ЭСФ.
При этом, не были рассмотрены возможности добавления дополнительных граф в ЭСФ, предусмотреть все меры контроля за теневым оборотом в ЭСФ, которые бы обеспечили автоматизацию процесса контроля и позволяли бы отслеживать весь жизненный цикл движения товаров на основе интеграции таможенных и налоговых информационных систем, и выполнения международных обязательств, предусмотренных Соглашением и Договором о ЕАЭС.
В национальных системах прослеживаемости стран ЕАЭС, Республике Армения Киргизской, Республике Российской Федерации в качестве сопроводительного документа применяется - счет-фактура, а в Республике Беларусь в качестве сопроводительного документа применяется – электронные накладные – товарно-транспортные и товарные накладные в виде электронных документов, но при этом присутствуют принципы исключения дублирования бизнес - процессов, упрощения работы налогоплательщика.
А в Казахстане, в национальной системе прослеживаемости стран ЕАЭС, КГД МФ РК было придумано в качестве сопроводительного документа – СНТ, применение единственного национального вида электронного сопроводительного документа среди стран ЕАЭС, который в большей части заполняется в ручную, при этом информация из СНТ дублируется в ЭСФ, и применяются еще дополнительно ВС, а также маркировка, 328 форма заявления, накладная на товары, акты выполненных работ и т.д. более 6 документов, что привело к ухудшению положения налогоплательщиков.
Данные инициативы КГД МФ РК выходят за рамки международного Соглашения и Договора о ЕАЭС, ст. 176-1 Налогового кодекса, "гармонизации законодательства" направленное на установление сходного (сопоставимого) нормативного правового регулирования в отдельных сферах, что привело к дополнительной финансовой нагрузке как на бизнес, так и на государственный бюджет.
С начала 2021 года по всему Казахстану проходили акции, волна возмущений и митингов представителей бизнеса и особенно представителей розничных продаж - «Магазины у дома». Были публикации в СМИ, обращения по отмене СНТ от предпринимателей в адрес Президента, что в итоге привело к внесению изменений в апреле 2021 года в Приказе Министра финансов Республики Казахстан от 16 ноября 2020 года № 1104 «Об утверждении Правил и сроков реализации пилотного проекта по оформлению сопроводительных накладных на товары и их документооборот» от 16 ноября 2020 года № 1104 по отмене выписки СНТ для розницы.
Решение внедрить СНТ в Казахстане будет стоить значительного увеличения непроизводственных затрат для бизнеса. Затраты бизнеса, по предварительным подсчетам применения пилотного проекта СНТ в Казахстане с 2021 года и только в узком сегменте бизнеса по предпринимателям занимающимся реализацией подакцизных товаров и товаров, импортированных из стран ЕАЭС, которых обязали принудительно обязали участвовать в пилотном проекте СНТ, составили порядка 170 млрд тенге за 2021 год, а их бизнес сможет отбить, только подняв цены на свои товары. А это уже рост инфляции.
07.02.2022 года Бериком Заировым, председателем Комитета развития МСБ НПП «Атамекен» запущена Петиция на имя Главы государства "Петиция! От имени всех бухгалтеров и предпринимателей Казахстана просим отменить СНТ и модуль ВС!" Петицию подписали более 30 тыс. человек.
На встрече 14 февраля 2022 года в Zoom Уполномоченного по защите прав предпринимателей Рустама Журсунова с представителями бизнеса и заместителем Председателя КГД МФ РК Инкербаевым Жайдаром Дабыровичем, в которой было заявлено: Непродуманные решения Комитета государственных доходов Министерства финансов наносят ущерб не только отдельным предприятиям частного сектора, но и экономике страны в целом. На протяжении всей реализации пилотного проекта СНТ бизнес-сообщество высказывает свое недовольство внедряемыми системами, поскольку они создают лишь дополнительную нагрузку на предприятия.
17 февраля 2022 года Председатель Правления Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» А. Мырзахметов написал письмо об отмене СНТ и ВС Премьер-Министру Республики Казахстан Смаилову. В котором, указано, что после неоднократных продлений сроков проведения Пилотного проекта по внедрению СНТ данный пилотный проект запущен с 31 декабря 2020 года. Вместе с тем несмотря на то, что проект несколько раз переносился, обращения, поступающие в Национальную палату, свидетельствуют о том, что данный пилот провалился, т.к. был запущен без проведения анализа регуляторного воздействия с многочисленными ошибками и недоработками информационной системы.
16.09.2022 года на встрече круглого стола по проблемам развития МСБ в Караганде, организованного ОФ прикладных исследований «TALAP», в лице руководителя Ошакбаева Рахима, где было предложено им создать коалицию и объединить всех единомышленников по решению вопроса отмены СНТ. В результате создана WhatsApp группа «Совет по отмене СНТ», с количеством более 900 участников. Представители более 20 ассоциаций, союзов и объединений по разным направлениям, представители аудиторских компаний, налоговые эксперты, юристы объединились для обсуждения возникающей угрозы экономической и национальной безопасности страны, в результате не обдуманных действий уполномоченных органов с внедрением пилотных проектов, приводят в конечном итоге к удорожанию товаров, следовательно к инфляции и коснется это всех потребителей, граждан Республики Казахстан.
В связи с вышеизложенным, требуем:
- Отмены приказа Министра финансов Республики Казахстан от 16 ноября 2020 года № 1104 «Об утверждении Правил и сроков реализации пилотного проекта по оформлению сопроводительных накладных на товары и их документооборот» от 16 ноября 2020 года № 1104, а также Приказа Первого заместителем Премьер-Министра Республики Казахстан – Министра финансов Республики Казахстан от 26 декабря 2019 года № 1424 «Об утверждении Перечня товаров, на которые распространяется обязанность по оформлению сопроводительных накладных на товары, а также Правил оформления сопроводительных накладных на товары и их документооборот» и отмены выписки СНТ в Казахстане.
- Проведение анализа регуляторного воздействия, проведение экспертизы Приказа Министра финансов РК от 16 ноября 2020 года № 1104 и Приказа Первого заместителем Премьер-Министра Республики Казахстан от 26 декабря 2019 года № 1424, статьи 176 Налогового кодекса, для установления правомерности реализации пилотного проекта по оформлению СНТ и нарушений конституционной законности прав предпринимателей с направлением в Конституционный суд.
- Истребовать сведения с Министерства финансов целесообразности и эффективности применения СНТ только в Казахстане среди стран ЕАЭС в ущерб интересам граждан Республики Казахстан.
- Истребовать сведения по принятым мерам Счетном комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета по результатам проведенного аудиторского мероприятия, в отношении КГД МФ РК «Государственный аудит эффективности налогового и таможенного администрирования» опубликованного на интернет-ресурсе Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета.
- Истребовать сведения по принятым мерам из уполномоченных органов, правоохранительных органов и Генеральной прокуратуры по результатам проведенного аудиторского мероприятия, в отношении КГД МФ РК «Государственный аудит эффективности налогового и таможенного администрирования» опубликованного на интернет-ресурсе Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета.
- Проведение открытой пресс-конференции с экспертами, практиками, бизнес-сообществом, где с отчетами по аналитике и расчетами Министерство финансов докажет целесообразность и эффективность применения СНТ только в Казахстане среди стран ЕАЭС в ущерб интересам граждан Республики Казахстан.
- Прекратить вносить изменения в Налоговое законодательство задним числом, что приводит к шокирующим последствиям для налогоплательщиков и страны в целом.
Автор коллективного заявления по отмене СНТ:
Миянов Файзирахман налоговый консультант, член Совета по налоговой методологии НПП «Атамекен», зам. директора ОИПЮЛ "НПО "Ассоциация налогоплательщиков и бухгалтеров"
Ассоциации, союзы, объединения инициаторы коллективного заявления по отмене СНТ
Ассоциации, союзы, объединения инициаторы коллективного заявления по отмене СНТ:
1. ОИПЮЛ "НПО "Ассоциация налогоплательщиков и бухгалтеров" БИН121140020649
2. ОЮЛ в форме ассоциации "Ассоциация полиграфистов" БИН220440020013
3. ОИПиЮЛ "Ассоциация клуба рестораторов РК" БИН 200640005073
4. ОЮЛ "Союз торговых сетей РК" БИН 171040036313
5. ОЮЛиИП "Союз картофелеводов и овощеводов Казахстана" БИН160140020792
6. ОЮЛ в форме ассоциации "Ассоциация Кабельных заводов Казахстана" БИН 141040004499
7. ОЮЛ "Независимая Газовая Ассоциация" БИН 170640014024
8. ОЮЛ "Ассоциация предприятий и организаций, занятых в сфере оборота гражданского и служебного оружия на территории Республики Казахстан"- Ассоциация "Корамсак" БИН 030940006046
9. ОЮЛ "Ассоциация Застройщиков Казахстана" БИН 040540003059
10. ОО "Независимый профсоюз по защите малого и среднего бизнеса" БИН020940011685
11. ОЮЛ "Ассоциация упаковщиков Казахстана" БИН110340008850
12. ОЮЛ "Казахстанская Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой, компьютерной техники и сложных технических систем "КАТЭКС" БИН021240007802
13. ОО "Ассоциация содействия развития частного предпринимательства в РК" БИН060840014821
14. ОЮЛиИП "Казахстанская ассоциация предпринимателей и сервисных услуг" БИН080640020901
15. ОИПиЮЛ в форме ассоциации "Мясо-молочный Союз Казахстана" БИН 091040004992
16. ОЮЛ в форме Ассоциаций "Ассоциация предприятий легкой промышленности Республики Казахстан" БИН 991040003932
17.ОЮЛ "Казахстанская туристская ассоциация" БИН 990740013398
18. ПОБ "Учёт" БИН 141040000129
19. ОЮЛ "Ассоциация автодорожников Казахстана" БИН 060940007337
20. ОЮЛ "Ассоциация дистрибьюторов фармацевтической продукции РК" БИН 981240016058
21.ОЮЛиИП в форме союза "Союз Независимого Бизнеса Казахстана" БИН 131240025764
22. ОЮЛ в форме ассоциации "Ассоциация торговых предприятий" БИН 000440001211
23. "Казахстанская Ассоциация Гостиниц и Ресторанов в форме объединения юридических лиц" БИН980740005018
24.ОЮЛ АССОЦИАЦИЯ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Г АКТОБЕ" БИН 991040008041
25.ОИПиЮЛ "Мясной Союз Казахстана" БИН 141240023715
26.ОЮЛ "Ассоциация кредитных товариществ агропромышленного комплекса" БИН 130440022695
PS Редакция атвора сохранена
Фото: Предоставлено автором