Навести порядок на таможенной границе с Китаем
Автор петиции: Дәурен Мереке | 16 февраля 2022 г.
Президенту Республики Казахстан
Токаеву К-Ж.К.
Генеральному прокурору Республики Казахстан
Нурдаулетову Г.Д.
Министру внутренних дел Республики Казахстан
Тургумбаеву Е.З.
Министру индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан
Ускенбаеву К.А.
Министру финансов Республики Казахстан
Жамаубаеву Е.К.
Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич!
Перевозчики грузов автомобильным транспортом Республики Казахстан в международном сообщении с воодушевлением восприняли Ваше выступление в Мажилисе Парламента Республики Казахстан 11 января 2022 года «О мерах по преодолению социально-экономичного кризиса» и поддерживают Ваши инициативы по обеспечению стабильности и национальной безопасности в Казахстане.
Одной из острых проблем, которая требует скорейшего разрешения, как Вы правильно отметили, является наведение порядка на таможенной границе с Китаем.
Автомобильные перевозчики являются непосредственными участниками внешнеэкономических cвязей, которые на себе испытывают все тяготы процедуры пропуска через государственную границу. При этом хотим обратить Ваше внимание на ситуацию сложившуюся в пункте пропуска «Нұр Жолы» на казахстанско-китайской границе.
Как известно, в связи с пандемией и по требованию китайской стороны о соблюдении эпидемиологических мер въезд транспортных средств на территорию Китая был ограничен с 2020 года, что повлеко за собой огромную очередь грузовых транспортных средств перед пунктом пропуска «Нұр Жолы» на казахстанско-китайской границе. Для правильного распределения грузовых перевозок была создана электронная очередь через веб-портал www.gocargo.kz. Транспортные средства должны были регистрироваться на данном портале в электронную очередь для дальнейшего въезда на территорию Китая.
В настоящее время на веб-портале www.gocargo.kz зарегистрировано в очереди более 12 тыс. транспортных средств. Казахстанские транспортные средства ожидают в данной очереди почти год и полтора, так как въезд на территорию Китая осуществляется в небольшом количестве. К примеру, если до пандемии в КНР заезжало около 300 транспортных средств в день, то на данный момент их количество не превышает 60.
Наблюдения показывают что, основной причиной снижения транспортного потока является деятельность ТОО Eurotransit Terminal которая монополизировала межтаможенную перевозку на пункте пропуска «Нұр Жолы». Так из 60-ти транспортных средств, заезжающих на территорию КНР, 50 единиц принадлежат транспортно-логистической компании ТОО Eurotransit Terminal. Они не занимают электронную очередь и заезжают в Китай в обход установленного порядка. Таким образом, и без того ссуженный трафик транспортных средств по электронной очереди снизился до критического минимума, до 10 грузовых автомобилей в день. При этом нарушаются права и интересы всех остальных перевозчиков, что вызывает справедливое возмущение.
Вместе с тем, стоить отметить, что электронная очередь в себе составляет не только грузовые АТС, но и легковые, ЗИЛ-ы, трактора и другой автотранспорт. Необходимо провести проверку и чистку повторяющихся номеров машин, которые заезжали и заезжают по сегодняшний день.
Таким образом, на пункте пропуска сложилась критическая ситуация, которая с каждым днем только усугубляется. В результате товарооборот между нашими государствами резко снизился, что повлекло дефицит и повышение цен на товары, поступающие из Китая или транзитом идущие через эту страну.
Следствием всего этого «бардака» является удорожание стоимости фрахта и товаров. Соответственно, рост стоимости перевозки влечет и рост стоимости продовольственных и непродовольственных товаров не только китайского производства, но и производства других стран, поступающих в Республику транзитом через территорию Китая. Несомненно, в условиях экономического кризиса любое повышение цен и дефицит товаров ведет к росту протестного настроения в обществе и негативно отражается не только на социальном положении населения, но и во всех отраслях экономики.
Выражая озабоченность сложившейся ситуацией на таможенной границе с Китаем, Вы справедливо отметили, что «Самый настоящий бардак, творящийся там, общеизвестен».
Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич!
Автомобильные международные грузоперевозчики находятся в стрессовом состоянии, продиктованном не только последствиями глобального ковидного кризиса, многие компании не выдерживают нагрузки и прекращают деятельность в связи с экономической нецелесообразностью или финансовой несостоятельностью. В результате Казахстан теряет свою стратегическую позицию в международном грузовом трафике.
В этой связи, полагаем чрезмерно актуальным, наряду с оказанием поддержки на государственном уровне отрасли в целом.
На основании вышеизложенного, просим Вас:
1) Передать ведение электронной очереди www.gocargo.kz для пересечения границы грузовыми автоперевозчиками в сторону КНР в НАО «Правительство для граждан» для обеспечения информационной безопасности и равного доступа через портал egov.kz с соблюдением зарегистрированной очередности и создать государственную электронную систему для цифрового транспортного контроля, интегрированную с системами ИАСТБД, «Беркут», «Астана-1»;
2) Запретить заезд автотранспортных средств на территорию КНР по квоте ТОО «Eurotransit Nur Zholy» в обход электронной очереди. Все автотранспортные средства должны пересекать границу только по электронной очереди, то есть установить равный доступ всем автоперевозчикам на пункте пропуска «Нур Жолы», аналогичный порядку, работающему на пункте пропуска «Бахты»;
3) Запретить ТОО «Eurotransit Nur Zholy» оказание транспортных услуг между таможенными постами КНР и Казахстана (ПП «Нұр Жолы»).
4) Открыть пункт пропуска «Калжат»;
5) Принять меры по проведению переговоров с китайской стороной по расширению грузопотока на казахстанско-китайской границе.
6) Провести проверку и чистку повторяющихся номеров машин, зарегистрированных в электронной очередь на веб-портале www.gocargo.kz которые заезжали и заезжают по сегодняшний день.
P.S. Редакция автора сохранена
Источник фото: Интернет